You are here: Home Статьи Права потребителей Права потребителей при приобретении товара надлежащего и / или ненадлежащего качества

Права потребителей при приобретении товара надлежащего и / или ненадлежащего качества

Как только появилась торговля, так и возникли недобросовестные продавцы, которые пытаются "утелючиты" покупателю "худой товар". С развитием сферы услуг потребителя начали не только "лучше удовлетворять", но и больше обманывать, навязывать ненужные ему услуги, устанавливая "несправедливые цены".  На протяжении всей жизни мы потребляем товары и услуги и платим за них, поэтому независимо от возраста, пола, образования, занимаемой должности, социального статуса все мы являемся потребителями. Каждый из нас имеет право знать свои права, защита которых гарантируется Конституцией Украины, а именно, государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей. 

Перед тем как непосредственно перейти к анализу прав потребителей, давайте выясним, что означает термин "потребитель"?

Постановлением пленума Верховного суда Украины от 12 апреля 1996 № 5 "О практике рассмотрения гражданских дел по искам о защите прав потребителей" разъяснено, что потребителем, права которого защищаются на основании Закона Украины "О защите прав потребителей", является только гражданин ( физическое лицо), который приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Законом предусмотрены приоритетные интересы потребителей товаров, работ и услуг перед производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и поставщиками услуг различных форм собственности. Закон устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Всем гражданам в равной степени имеют право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания (выполнения работ, оказания услуг).

Обращаем внимание на то, что потребитель имеет право на свободный выбор продукции в удобное для него время с учетом режима работы торгового предприятия.

Потребитель имеет право на проверку качества, безопасности, комплектования, меры, веса и цены продукции, которая приобретается (заказывается), демонстрацию безопасного и правильного ее использования. По требованию потребителя продавец (исполнитель) обязан предоставить ему контрольно-измерительные приборы, документы, подтверждающие качество, безопасность и цену продукции.

При покупке товаров продавец (кассир) обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция), удостоверяющий факт купли-продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, с отметкой о дате продажи, напечатанный и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.

При невыполнении этого обязательства потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) выдать расчетный документ.

За приобретенную продукцию, потребитель имеет право проводить расчеты за наличные, в безналичном порядке и в другом порядке согласно требованиям законодательства. Продажа продукции может осуществляться в кредит, вне торгового (офисным) помещением.

Давайте более подробно рассмотрим права потребителя при приобретении товара надлежащего и / или ненадлежащего качества.

Под надлежащим качеством товара, работы или услуги следует понимать свойство продукции, соответствующей требованиям, установленным для этой продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем.

В случае приобретения непродовольственного товара надлежащего качества, не удовлетворил потребителя по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению, потребитель имеет право:

- Обменять непродовольственный товар на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен;

- Расторгнуть договор купли-продажи непродовольственного товара и получить обратно деньги в размере стоимости возвращенного товара.

Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право:

- Приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости;

- Расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара;

- Осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу.

Продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить об этом потребителю, который требует обмена товара.

При расторжении договора купли-продажи расчеты с потребителем производятся исходя из стоимости товара на время его покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней.

Обмен товара надлежащего качества производится в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки и производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ (товарный, кассовый чек и т.п.), выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату) по основаниям, указанным выше, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 1994 № 172 "О реализации отдельных положений Закона Украины" О защите прав потребителей ".

Так, не подлежат обмену (возврату) товары надлежащего качества, а именно, продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены, непродовольственные товары, в частности, парфюмерно-косметические изделия, зубные щетки, расчески, гребенци и щетки массажные, белье нательное, товары в аэрозольной упаковке, печатные издания.

Таким образом, обмен непродовольственного товара надлежащего качества - это одно из основных прав потребителя которое необходимо реализовать вовремя. Продавцы (кассиры) редко сообщают потребителей (покупателей) о возможности обменять (вернуть) непродовольственный товар надлежащего качества, поэтому люди даже не подозревают о наличии у них такого права, а если и подозревают ли боятся его реализовывать. В большинстве случаев в магазине вывешивается объявление о том, что определенные группы товаров не подлежат обмену или возврату.

Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества разграничены законодателем.

Продавец (изготовитель) обязан передать потребителю (покупателю) продукцию надлежащего качества и предоставить документы, подтверждающие ее надлежащее качество. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, предусмотренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет.

Ненадлежащее качество продукции предусматривает наличие в ней недостатков.

Товары ненадлежащего качества можно разделить на условные три группы:

товары, имеющие недостатки;
товары, имеющие существенные недостатки;
фальсифицированные товары.


Существенные недостатки, возникшие по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификация товара подтверждаются при необходимости заключением экспертизы.

Продавец (исполнитель, производитель) обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы товара (продукции), которая проводится за счет продавца (исполнителя, изготовителя).

Замечаем, что недостатком является любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, предъявляемым к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом).

Если же, недостаток делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков:

- Он вообще не может быть устранен;

- Его устранение требует более четырнадцати календарных дней;

- Он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором, то это существенный недостаток товара.

Что касается продукции изготовленной с нарушением технологии или неправомерное использование знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а так же неправомерное воспроизведение товара другого лица, то это фальсифицированная продукция.

Следовательно, в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:

1) пропорционального уменьшения цены;

2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещение расходов на устранение недостатков товара.

В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1) расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;

2) требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.

Потребитель вправе предъявить одну из указанных требований, а в случае ее невыполнения заявить другое требование.

Следует помнить, что требования предъявляются в течение установленного гарантийного срока - срок, в течение которого изготовитель (продавец, исполнитель или любое третье лицо) берет на себя обязательства об осуществлении бесплатного ремонта или замены соответствующей продукции в связи с введением ее в обращение.

Продолжение >>>

 

А также ... ...

Сейчас 2 гостей онлайн

Партнеры

Партнеры