You are here: Home Статьи Автовладельцам За что можно эвакуировать автомобиль на штрафплощадку - Минюст

За что можно эвакуировать автомобиль на штрафплощадку - Минюст

В связи с появившимися сообщениями в средствах массовой информации относительно временного задержания и доставления транспортных средств для хранения на специальную площадку или стоянку, Министерство юстиции считает необходимым проинформировать о таких правовые основания применения указанной меры административного принуждения.  Основания временного задержания транспортного средства 

Основания временного задержания транспортного средства определенные частью первой статьи 2652 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Так, часть первая этой статьи предусматривает, что в случае наличия оснований считать, что водителем совершено определены Кодексом правонарушения, работник Государственной автомобильной инспекции временно задерживает транспортное средство путем блокирования или доставляет его для хранения на специальную площадку или стоянку (если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), в том числе с помощью специального автомобиля - эвакуатора.

Указанная норма связывает временное задержание транспортного средства с рядом правонарушений, в совершении которых есть основания считать водителя виновным. Это, в частности, такие правонарушения как:
управление транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства или иные неисправности, с которыми согласно установленным правилам эксплуатация их запрещается, своевременно не прошедшие государственный технический осмотр (статья 121 Кодекса);
эксплуатация транспортных средств, номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах, уничтожены или подделаны (Статья 1211 Кодекса);
управление транспортными средствами водителями, которые не имеют при себе или не предъявили или не передали для проверки удостоверения водителя соответствующей категории, талон к нему, регистрационных и других документов, требуемых Правилами дорожного движения (статья 126 Кодекса);
управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения (статья 130 Кодекса);
нарушение правил перевозки опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами или железнодорожными переездами (статья 1321 Кодекса);
оборудование владельцами или водителями транспортных средств специально скрытыми или замаскированными местами, которые используются для перевозки нелегальных мигрантов (статья 2061 Кодекса).

Следует иметь в виду, что этот перечень правонарушений не включает тех, которые связаны с правилами остановки или стоянки транспортных средств. То есть, нарушение водителем только правил остановки или стоянки транспортного средства, когда при этом им не совершено другого правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой Кодекса, не может повлечь за собой задержание и доставление транспортного средства для хранения на специальную площадку или стоянку.

Кроме этого, обращаем внимание на то, что закон не предоставляет работнику Госавтоинспекции права выбора относительно того, какое именно мероприятие применить при выявлении правонарушений - заблокировать транспортное средство правонарушителя или доставить его с помощью эвакуатора для хранения на специальную площадку или стоянку.

Законом установлено, что временное задержание транспортного средства путем доставки его для хранения на специальную площадку или стоянку, в том числе с помощью эвакуатора, возможно лишь в том случае, если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению (часть первая статьи 2652 Кодекса, статья 52 -1 Закона Украины «О дорожном движении»).

В случае временного задержания транспортного средства работник Госавтоинспекции обязан предоставить лицу возможность сообщить о временном задержании транспортного средства и своем местонахождении другому лицу по собственному выбору и принять меры относительно возвращения автомобиля к месту постоянной дислокации (часть вторая статьи 2652 Кодекса).

При этом, необходимо учитывать и то, что согласно Порядку временного задержания и хранения транспортных средств на специальных площадках и стоянках, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2008г. № 1102, в случае возможности устранения административного правонарушения на месте его обнаружения, доставка автомобиля на специальную площадку или стоянку не осуществляется.

Следовательно, уполномоченный работник Госавтоинспекции как крайняя мера имеет право временно задержать транспортное средство путем его доставки для хранения на специальную площадку или стоянку с помощью эвакуатора только в том случае, если водителем совершено правонарушение, предусмотренное определенными нормами Кодекса, которое невозможно устранить на месте его обнаружения, и при этом транспортное средство существенно препятствует дорожному движению.

Необходимо также учитывать, что согласно пункту 8.1. Инструкции по оформлению работниками Госавтоинспекции МВД материалов об административных нарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 26 февраля 2009г. № 77 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 24 апреля 2009г за № 374/16390), считается, что транспортное средство создает значительные / существенные препятствия, если он делает невозможным движение транспортных средств по проезжей части автомобильной дороги.

Транспортное средство может быть временно задержан на срок до решения дела об административном правонарушении, но не более трех дней с момента такого задержания. По окончании трехдневного срока временного задержания транспортного средства лицо имеет право обратиться за получением временно задержанного транспортного средства. Такое обращение лица является обязательным для его выполнения независимо от стадии решения дела об административном правонарушении. За представление такого обращения и возврат лицу временно задержанного транспортного средства не может взиматься плата.

Принятие решения о временном задержании транспортного средства

Отдельно следует отметить, что в Украине признается и действует принцип верховенства права (статья 8 Конституции Украины), согласно которому человек, его права и свободы признаются высшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.

Поэтому при принятии решения о временном задержании транспортного средства или доставки его для хранения на специальную площадку или стоянку, работник Госавтоинспекции должен исходить из того, что осуществление властных управленческих функций предполагает не только формальное, буквальное соблюдение требований законодательства, а и учета принципа верховенства права, в частности , принципа пропорциональности, как его составляющей.

Так, согласно статье 41 Конституции Украины никто не может быть противоправно лишен права собственности. Согласно статье 319 Гражданского кодекса Украины собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. Деятельность собственника может быть ограничена или прекращена лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Следовательно, вмешательство со стороны должностных лиц государства в реализации конституционных прав собственника должно быть пропорциональным степени общественной угрозы совершенного правонарушения.

В решении по делу "Спорронг и Лоннорт против Швеции (Sporrong and Lonnroth v. Sweden)" Европейский Суд сформулировал такой важный принцип пропорциональности вмешательства государства в частные отношения: "... Суд должен определить, было ли соблюдено справедливое равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности ...".

В свою очередь, решение, которое является неадекватным степени общественной угрозы от правонарушения противоречит принципу верховенства права, а следовательно, и Конституции Украины.

Обжалование в суде решение о временном задержании транспортного средства

Конституция Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины устанавливают, что в случае нарушения прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, лицо за их защитой вправе обратиться в суд.

При этом, согласно части третьей статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Украины суд при проверке действий или бездеятельности субъектов властных полномочий проверяет, приняты они:
на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины;
с использованием полномочия с целью, с которой это полномочие предоставлено;
обосновано, беспристрастно, добросовестно и разумно, с соблюдением принципа равенства перед законом;
пропорционально, в частности с соблюдением необходимого баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение.

Следовательно, при реализации работниками Госавтоинспекции своих полномочий должны быть учтены приведенные критерии законности и обоснованности решения.


Пресс-служба Министерства юстиции Украины

 

А также ... ...

Сейчас 2 гостей онлайн

Партнеры

Партнеры